1. Файл "Круглосуточный
конвейер"
Работа создателя "Файлов" продюсера,
сценариста и режиссера Криса Картера
напоминает мастерство циркового жонглера.
Он должен постоянно следить за
одновременно двигающимися предметами и
уберегать их от падения. "В активной
работе находятся пять серий, - говорит
Картер. - Пока я контролирую написание
сценария для будущего эпизода первой серии,
мои коллеги уже отбирают натуру для второго,
снимают третий, монтируют четвертый и
микшируют звуковой ряд пятого. Но это в
идеале. На самом деле я разрабатываю сюжеты
еще двух будущих серий. В итоге под моим
неусыпным оком находятся семь сюжетов "Секретных
материалов".
Картер и группа его ассистентов постоянно
переезжает из Лос-Анджелеса, где находится
официальный офис группы, в Ванкувер - здесь
проходят съемки. (Ванкувер - самое
популярное у телевизионщиков место работы,
в основном благодаря щадящим финансовым
услугам, а также потрясающей по красоте
природе.) Производство одной типовой серии
"Материалов" раньше стоило 1 миллион 100
тысяч долларов - обычная смета для сериала,
идущего в prime time. Но сегодня сумма
увеличилась на 300 тысяч, в основном из-за
повышения гонораров - зрительский и
коммерческий успех сериала отражается на
финансовых интересах всех, кто его создает.
В центре кинокомпании 20th Сentury Fох
расположен головной офис съемочной группы,
симпатичное бунгало с золоченой вывеской
на фасаде: Теn Тhirteen Productions - The Х-files. Самые
центральные и просторные залы отданы,
естественно, Крису Картеру, композитору
Марку Сноу, эксперту и постановщику
спецэффектов Мэту Бэкку и руководителю
производства Полу Рэбвину. Особое место
занимает гигантский архив, куда регулярно
обращаются за консультацией сценаристы
сериала. Здесь не только собрана богатейшая
коллекция литературы о паранормальных
явлениях, болезнях и вирусах, легендах и
мифах народов мира, "открытых" папок о
делах Розуэлла и чудовища Лох-Несс, но и
постоянно пополняющееся собрание газетных
вырезок о происшествиях в стране и за
рубежом. Последние являются самым
популярным "вторсырьем" у сценаристов,
цель которых - сделать сериал максимально
достоверным.
Кабинет Криса Картера - центр общения для
всех членов группы. Каждое утро здесь
начинается с многочасового собрания, на
котором сценаристы, художник, композитор и
специалист по эффектам детально
разрабатывают каждый сюжетный поворот,
каждую музыкальную ноту и каждый "вздох"
актеров. В центре кабинета стоит громадина-стол,
стены завещаны графиками работы,
просчитанной до минуты. В паузах между
собраниями и телефонными звонками Крис
Картер, как пианист, нажимает на клавиши
портативного компьютера, сочиняя очередную
паранормальную интригу. Если у него
возникают производственные вопросы, Картер
переговаривается с филиалом группы в
Ванкувере по видеотелефону. Любимым
талисманом Криса является стеклянный бокал
с заспиртованным игрушечным плодом
инопланетянина, подаренный его близким
другом Дэвидом Духовны. Актер прикрепил к
крышке записочку, якобы написанную
Скиннером своему подопечному: "Боже мой,
Малдер, сделайте что-нибудь. Это существо
пытается вступить с нами в контакт!"
Ежедневные собрания проходят с перерывами
на 2-3 часа, в течение которых члены группы
успевают что-то дописать, сделать или
переделать. На очередной "конференции"
коллеги раскладывают на просторном столе
пасьянс из карточек, каждый посвоей области:
художник - раскадровку сцен, композитор -
музыкальные пассажи, костюмер - эскизы... В
середине дня Картер, Бэк и Рэбвин
усаживаются вокруг видеотелефона и кратко
резюмируют итоги собрания второму составу
группы, находящемуся в Ванкувере, а затем
выслушивают подробный отчет о подготовке к
съемочной смене, отвечают на вопросы
Духовны и Андерсон, дают советы режиссеру,
оператору и техперсоналу.
Крис Картер известен своим высочайшим
профессионализмом и маниакальной
требовательностью к совершенству. Он
считает, что каждая серия "Х-файлов"
должна создаваться как кино, а не телефильм.
Он также дает приглашенным режиссерам
полную творческую свободу самовыражения,
не используя их утилитарнокак механических
исполнителей поставленной задачи.
2. Файл "Предбанник Ада"
Дэвид Духовны пошутил, говоря о процессе
работы над сериалом "Это еще не Ад, но нам
уже жарко". С момента, как Сценарий
очередной серии принят руководством,
начинается самое "страшное", так как на
подготовку съемок отпускается чуть больше
недели - выбор натуры, спецэффекты, костюмы,
декорирование помещений. Кстати, весь
процесс создания одной серии "Файлов"
от первого дня подготовительного периода
до последнего дня финального монтажа и
звукозаписи укладывается в 6-8 недель. Семь
подготовительных дней должны пройти в
безупречно отлаженном ритме, чтобы
избежать сюрпризов и сбоев во время съемок.
Съемки обычно продолжаются 14 часов.
Начинаются после обеда, заканчиваются
глубокой ночью. Походная столовая
предлагает фаст-фудс: гамбургеры, фритюр,
фрукты. Джиллиан Андерсон и Дэвид Духовны
иногда (!) получают полдня выходного, в
течение которого они не знают, куда себя
деть: настолько истрепаны эмоционально и
физически. Ребенок Андерсон, крохотная
дочурка Пайпер, кругпосуточно проводит на
площадке, играя с любимым псом Духовны Блю,
так же постоянно присутствующим в "декорациях".
Ни о каких личных делах на стороне и речи
быть не может. И так весь... Пока режиссер,
скажем, Роб Боуман, заканчивает съемку
очередной серии, его коллега Ким Маннерс
готовит группу к плавному переходу к
следующей, а всем актерам и техперсоналу
уже раздаются сценарии третьей серии.
Конвейер, таким образом, работает без
перебоя.
В офисе ванкуверского филиала группы
каждый день организуется кастинг - отбор
актеров для сериала, который проводит Лини
Кэрроу. Задача Кэрроу - найти простые,
обычные лица, какие мы видим каждый день на
улицах и в метро. Негласное требование
Криса Картера - никакого внешнего лоска,
яркости.
Сам съемочный процесс менее "творчески
возбуждающ", чем его подготовительный
период. Многочисленные дубли одной сцены,
отработка текста (актерам трудно
произносить слова роли, так как порой у них
не хватает времени на разучивание диалогов
- только Духовны отличается фотографически-феноменальной
памятью), смена декораций (в одном павильоне
одновременно готовится к съемке несколько
помещений). В принципе, каждый "съемочный
день" незаметно переходит в ночь, так что
каждый член группы эмоционально готовит
себя к бессоннице.
Файл №3
Все члены съемочной группы давно свыклись с
мыслью, что работа над сериалом
превратилась в "образ жизни".
Практически у каждого, кто занят в
производстве "Файлов", снято
просторное бунгало в двух шагах от студии,
где живут и семьи персонала. десять месяцев
в год, практически отзари до зари, 3-4 часа
свободного времени в неделю - таково
расписание каждого, кто связан со съемками,
от осветителя до атера второплановой роли!
Крис Картер планирует перевести "Файлы"
на более философский уровень, оставив в
прошлом взрослые сказки о чудовищах, ночных
кошмарах и зеленых человечках.
Он задумал изучить и проанализировать
потаенный пласт подсознания, подавленных
фантазий и скрытых желаний человека.
До "Х-Файлов," - говорит Картер, -
телевидение было детским. Мы впервые
заговорили на жестком, даже жестоком языке
соверменности. Первоначально нас пытались
обвинить в чрезмерном насилии, показе
запрещенных тем на домашне экране. Нам
говорили, что мы заставили людей бояться у
телевизора так же, как и на оживленной улице,
где никогда не знаешь, что происходит. Мы
как бы стерли границы между "сладким"
вымыслом и беспощадным бытом".
На телезрителя, доверчиво сидящего в кресле,
обрушился шквал кошмарных персонажей:
мутировавший атомный червь, высасывающий
кровь людей; Маньяк Тумс, питающийся
человеческой печенью; генетический мностр,
"выпивающий" жертвы изнутри и
оставляющий тела несчастных в форме тряпки...
Коммерческий успех сериала впечатляет.
Студия Fox сделала деньги на продаже "Файлов"
региональным телекомпаниям, регулярно
выпускающим их повторно в эфир. "X-Files"
стали первым за несколько десятилетий
сериалом, идущим prime time, который занял
первое место в Японии. В Англии, Австралии,
Франции, Германии третий год подряд "Секретные
материалы" почетно фигурируют впереди в
статистических опросах зрительских
симпатий (как и на родине, в США). Развернут
масштабный коммерческий рынокпо
эксплуатации марки "X-Files". Выпускаются
романы, комиксы, значки, майки, открытки.
Австралийский выпуск журнала Rolling Stone, на
обложке которого напечатан скандальный "постельный"
снимок Духовны и Андерсон, стоит на
сегодняшний день 100 долларов. Если он
подписан главными актерами или Крисом
Картером - 475 долларов. Ксерокс сценария
одной серии с дарственной надписью Духовны,
Андерсон или Картера можно приобрести за 240
долларов. Если вы - страстный поклонник
сериала и готовы раскошелиться на
приобретение культовых предметов,
связанных с "X-Files", сообщаем вам адрес
официального клуба, через который вы можете
не только заказать одежду и аксессуары с
символикой "Материалов", но и оформить
подписку на бюллетень. Писать только по
английски:
Creation "X-Files"
411. N. Central Avenue, Suite 300
Glendale, CA 91203
USA
Файл №4
Сценарий каждой серии пишется приглашенным
автором не единым текстом или синопсисом, а
на небольших карточках в форме ключевых
сцен. Накаждую серию необходимо 50 карточек.
Сценарист раскладывает их пасьянсом на
столе или вывешивает на доску во время
очередного утреннего собрания, и вся
съемочная группа принимает участие в
обсуждении. Окончательный вариант, диалоги
и детальные разработк сюжета, созданного
кем-то, делает только Крис Картер. И хотя в
титрах он имеет две должности "creator" и
"executive producer", иногда "официально"
мелькая как сценарист, Картер практически
является единственным главным человеком на
площадке. Он решает абсолютно все. Хельга
Унгурати, script-girl, ассистент Картера - первая,
кто читает сценарий с секундомером в руке.
Она даже высчитывает, сколько мгновений
должна дымиться сигарета, когда в кадре
появляется главный злодей сериала "Курильщик"!
Во время съемок Хельга стоит около
оператора с хронометром и сверяет
просчитанные ею минуты во время чтения
сценария с минутами живого действия. Любая
интрига обязана укладываться в строгие
рамки 45 минут экранного времени.
Группе "Секретных материалов"
выделены три больших павильона, в каждом из
которых построено 6 декораций (на каждую
серию необходимо именно это колчество
декораций). Пока снимается одна серия, во
втором павильоне активно готовятся к тому,
что свя группа без паузы перейдет сюда для
съемок следующего эпизода. Одновременно
готовится и третий павильон. Так
организован непрекращающийся конвейер по
производству "X-Files". Группа состоит из
18 человек, занятых в съемках одной серии. В
день снимается по пять страниц сценарного
текста. Иногда - девять. Вся массовка,
принимающая участие в сериале, состоит из
жен и детей членов съемочной группы. Это
единственный способ для близких
родственников проводить время вместе, в
семейном кругу.
Когда Духовны и Андерсон в буквальном
смысле падают с ног, теряя сознание от
невыносимого ритма работы, их заменяют
двойники-дублеры (естественно, в сценах
драк, погони, дальних планах, съемках "со
спины"). Пока двойники работают перед
камерой, Духовны и Андерсон спят.
Финальный монтаж эпизода занимает неделю, и
бывает так, что он попадает на телестудию...
утром того же дня, на который назначена
премьера в эфире! А иногда - едва поспевает к
вечернему показу. Так что студия Fox
показывает специально приготовленные на
этот случай "удлинненые" рекламные
ролики. Излишне говорить, что команда
Картера никогда не подводила руководство.
1998 год - финальный пятый сезон жизни
телесериала. Крис Картер объявил о том, что
снимает концовку "Файлов". Контракты
актеров заканчиваются. Ни Духовны, ни
Андерсон не планируют их продлевать. Этим
летом на большой экран выходит киновариант
сериала "X-Files. The Movie". Режиссер Роб
Боуман. Сюжет картины разворачивается в
Далласе. Малдер и Скалли расследуют дело о
странной бомбардировке офисного
небоскреба.
Файл №5
Финальные серии "X-Files", появившиеся на
телеэкранах в последние несколько месяцев,
представляют собой жалкое зрелище. Налицо
полностью изжившая себя творчская потенция.
Сюжеты, претендовавшие на серьезность,
превратились в фарс, самопародию. А Дэвид
Духовны в роли агента Малдера полностью
исчез с экрана, предоставив Скалли свободу
действий. Духовны довольствуется редкими
телефонными звонками и двумя-тремя
профессиональными советами коллеге. При
этом актер выбрал странный имидж
откровенного дуракаваляния, идиотских
гримас и состояния полной прострации. Его
поведение нагловато говорит, что "Файлы"
ему "до фени". Крис Картер также
ударился в "маразм": вампир, за которым
охотится Скалли (и Малдер по телефону), на
деле оказывается подростком,
насмотревшимся фильмов с Белом Лугоши и
пугающим людей накладными пластмассовыми
клыками. Приглашенный с большим опозданием,
под занавес работы, Стивен Кинг написал
типичную для себя историю, не постаравшись
придумать что-либо оригинальное (кукла-дьявол
управляет волей маленькой девочки-убийцы).
Все это откровенно халтурное действо
показывает, что сериал себя исчерпал, и ему
пришел логический конец. Главное - дотянуть
до завершения пятого сезона.
Крис Картер пордолжает снимать "на
стороне" сериал "Тысячелетие" (о
котором "Джокер" уже рассказывал в
прошлом году).
Едва закончатся "Файлы", как вся
съемочная группа, технический персонал и
режиссерский состав плавно перейдут на
соседние площадки студии North Shore для работы
над "Тысячелетием", не сбавляя ритм
производства. Дэвид Духовны и Джиллиан
Андерсон окажутся на пороге начала новой
жизни на большом экране. И кто знает, будет
ли она такой же успешной, как и на малом.