...Джилл терпеть не могла большие
сборища. Да и вообще окружающих не очень-то
жаловала, а в десять лет даже повесила над
своей кроватью плакат со знаменитой фразой
Бриджит Бардо: "Чем больше я узнаю мужчин,
тем больше люблю собак". Слово "мужчин"
было переправлено на "людей" - Джилл
росла девочкой категоричной и никогда, Боже
упаси, не мечтала стать актрисой. Вот
гидробиолог - это работа по ней. На какой-нибудь
удаленной исследовательской станции,
наедине с дельфинами и касатками. И
подальше от этих мерзких рож! Американцев
Джилл не любила особенно - на то были свои
причины.
Джиллиан Ли Андерсон родилась в пригороде
Чикаго и, не прожив там и полутора лет,
отправилась на Карибские острова: ее отец
занимался кинопрокатом и мотался из страны
в страну с регулярностью почтового
экспресса. Детство Джиллиан прошло среди
цветущих магнолий, юность - в туманном
Лондоне. Семидесятые - благословенное время:
только что распалась группа "Битлз",
вокруг - сплошные вечеринки, только и
разговоров, что о новых рок-группах.
Джиллиан быстро нашла язык с
одноклассниками - ее, правда, дразнили "янкой-поганкой"
за американский акцент и язвительный
характер, но Джилл терпела это недолго:
однажды подошла к главному своему обидчику
и при всех молча и деловито двинула ему в
нос. Прожив в Лондоне несколько лет, девочка
влюбилась в этот город раз и навсегда и все
свободное время бродила по его узким
улочкам, рассматривая витрины маленьких
магазинчиков и дружески болтая со
скучающими букинистами. Счастье кончилось
внезапно - в один прекрасный день папа
объявил, что они снова переезжают. На этот
раз в маленький американский городок Грэнд
Рапидс, штат Мичиган.
Грэнд Рапидс считался дырой даже по самым
либеральным меркам, а уж после Лондона он
был дырой в квадрате. Какая там мода, какая
музыка, какие вечеринки! Джилл иногда
казалось, что еще чуть-чуть, и по улицам
начнут расхаживать ковбои с кирпичными от
ветра лицами. И уж конечно своих новых
одноклассников она терпеть не могла - после
лондонских приятелей они казались ей
просто тупыми отморозками. Те в долгу не
оставались: "выскочку" снова дразнили
за акцент, только теперь уже за британский.
Выглядывая утром в окно, Джилл не могла
сдержать слез - она ненавидела этот
городишко, каждую улицу и каждый дом, и
больше всего на свете мечтала натянуть всем
нос. И заодно насолить родителям, по милости
которых она торчит теперь в этом Богом
забытом месте. Улетая на каникулы в Лондон,
Джилл прощалась с родными пряча в уголке
рта ехидную ухмылочку: она уже знала, как
поступит...
...Мама открыла дверь и оторопела: вместо
милой отдохнувшей дочурки на пороге стояло
чудовище из комиксов "Тварь из
канализации". Выбритые виски и затылок,
ярко-красный панковский гребень, торчащий
сантиметров на тридцать, тяжелые армейские
ботинки "Доктор Мартенc" и грязно-коричневое
камуфляжное платье доллара за два.
Душераздирающую картину завершала
огромная булавка, которую Джилл вставила в
проколотый HOC. В Лондоне как раз бушевала
панк-революция, и лучшего способа выказать
свое презрение человечеству было просто не
найти.
Фурор был полным: добропорядочные старушки
шарахались от нее на другую сторону улицы,
местные здоровяки неприлично гоготали и
показывали пальцами, а одноклассники
дружно решили, что девчонка все-таки
сбрендила. А Джилл была просто счастлива:
пусть эти уроды знают, что она - другая и не
хочет иметь с ними ничего общего. "Я
почувствовала себя сильной и независимой, -
много лет спустя признается Андерсон
журналу "Fantastic Plactic Mashine". - Это как раз
то, чего мне так не хватало". Чтобы
завершить преображение, Джиллиан в течение
недели рассталась с надоевшей невинностью
и принялась яростно прожигать жизнь. Теперь
над ее кроватью висел еще один лозунг -
громадное черное граффити "Живи быстро -
умри молодым". Джилл прогуливала уроки,
через день напивалась дешевой бормотухой и
спала со всеми, кто проявлял к ней интерес
("Даже с самыми последними уродами - мне
почему-то казалось, что если я им нравлюсь,
этого достаточно"). Кончилось тем, что
фото мисс Андерсон появилось в школьной
стенгазете с убийственной подписью: "Ей
ничего не светит в жизни". Джилл затаила
обиду и пару дней спустя подложила в стол
своей учительнице два свиных глаза, которые
стащила накануне с местной скотобойни - за
эту выходку ее чуть не выгнали из школы.
Даже на выпускном вечере Джилл не
удержалась и устроила натуральный дебош:
выхлебав полбутылки дрянного виски, она
вышла на улицу и, бормоча невнятные
ругательства, перебила добрую половину
школьных окон. За этим занятием ее и застал
полицейский патруль - остаток ночи Андерсон
провела в каталажке бок о бок с местными
пьянчугами.
Родители Джилл только головами качали,
гадая, что происходит с их любимой дочуркой,
и успокаивали себя аргументами из книг по
детской психологии: конечно, переходный
возраст, тяга к саморазрушению... В
результате они решили ни во что не
вмешиваться: перемелется - мука будет. Так
что, когда Джиллиан заявила, что
отправляется в Чикаго поступать в
театральное училище, мистер и миссис
Андерсон облегченно вздохнули: отец в
глубине души был уверен, что после школы
дочь в лучшем случае рванет в Амстердам
торговать героином. А театр дело хорошее -
тем более что в последнее время Джилл и
вправду им увлеклась, и в школьной студии ее
очень хвалили. Стоя на остановке в ожидании
автобуса до Чикаго, Джиллиан пересчитывала
деньги, выданные отцом, и прикидывала, как
она будет устраиваться в незнакомом городе.
О том, что она делает первый шаг к всемирной
славе, Андерсон конечно же и не подозревала...
...Для Джиллиан этот кастинг "Секретных
материалов" ничем не отличался от
бесконечной череды прочих, на которые она с
тупым упорством ходила уже целый год. Сто
пятьдесят раз девушка рассылала свое
резюме, стояла перед скучающими
продюсерами и выслушивала стандартную
фразу: "Ждите, вам позвонят". Конечно,
никто не позвонил. А ведь сколько было
надежд, когда после дипломного спектакля в
Чикагском университете драмы к Джиллиан
подошел элегантный увалень в дорогом
костюме и представился: "Я из агентства
"Уильям Моррис". Мы могли бы вами
заняться, девушка". Разумеется, за
проценты от будущих контрактов, и к тому же
надо было переехать в Лос-Анджелес, поближе
к голливудским фирмам, но ее заметили!
И "Уильям Моррис" - очень известное
актерское агентство. Джиллиан согласилась
не раздумывая и в первый же день по приезде
получила толстую кипу бумаг - расписание
кастингов. Ток-шоу, малобюджетные фильмы ,
рекламные ролики - она пробовалась всюду, и
всюду получала отказ. За год ей удалось
сняться только в одном телесериале, но роль
была крохотная, да и сам сериал тотчас же
закрыли из-за низкого рейтинга. Пришлось
устраиваться на работу - девушкой на
телефоне, официанткой, кем угодно. Дела шли
все хуже и хуже: за год - ни одной приличной
роли, деньги - на нуле. В день, когда ей
пришло приглашение на пробы нового сериала
для "Fox Network", Андерсон подвела
неутешительные итоги: актрисы из нее не
получилось, наверное, придется
возвращаться домой...
...Картер в отчаянии метался по кабинету: "Убей
меня Бог, если она не создана для этой роли!
Можете меня уволить, закрыть программу, но
умоляю - дайте ей еще один шанс". Боссы
недоуменно качали головами: "Да брось,
Крис, это гиблое дело. Девочка не знает, с
какой стороны подходить к микрофону. Да и
выглядит так себе- у нас есть крошки
посексуальнее". "Да нам не нужно
посексуальнее! - забыв о субординации,
завопил Картер. - Нам нужна строгая,
женственная, сильная натура! Совсем другой
типаж". "Ну ладно, - решился наконец кто-то
из начальства. - Пусть сыграет кусок вместе
с Духовны. Но учти - если ты собираешься
делать сериал для феминисток, забудь об
этом сразу".
Картер настоял - и не ошибся. С первых минут
пробы всем стало ясно: Дэвид и Джиллиан
словно созданы друг для друга. Так бывает:
на площадку выходят два незнакомых
человека и играют так, словно репетировали
всю жизнь. Тайна, волшебство - чтобы найти
такой дуэт, продюсеры готовы продать душу
дьяволу. Картер сорвал джек-пот, вытянул
свой счастливый билет - теперь дело было за
реакцией зрителей и критиков.
И она не заставила себя ждать. Первую серию
встретили с восторгом, вторую - с обожанием,
ради третьей уже готовы были бросить все
дела. Эпитет "культовый" прилепился к
сериалу тотчас же, затем пополз вверх
рейтинг, появились первые награды и
номинации. Съемочная группа работала как
проклятая по пятнадцать часов в день шесть
дней в неделю. Картер уже подсчитывал
будущие дивиденды, сюжетные линии были
расписаны на год вперед - "Секретные
материалы" становились безотказной
машиной по производству паранойи. Но
внезапно случилось то, чего не мог ожидать
никто...
...Зимой 1993 года команда "X-Files" закатила
пышный банкет, чтобы отпраздновать
растущую
популярность сериала. По залу бродили
известные ведущие, крупные продюсеры и
телемагнаты, а промеж них - прорицатели,
гадалки и ясновидящие, приглашенные для
пущего колорита. На исходе вечера к
Андерсон подошла невысокая женщина с
мутным взором и, поглядев куда-то мимо Джилл,
негромко сказала: "Скоро у вас будет
ребенок. Девочка". Джиллиан только
рассмеялась. Ребенок? Что за ерунда! Да и от
кого? У нее и бойфренда-то нет.К тому же
заводить ребенка сейчас, когда сериал
только-только раскрутился, - чистой воды
самоубийство. Никто не будет отменять
съемки из-за того, что мисс Андерсон вдруг
решила стать матерью, - ее просто выкинут на
улицу, и все. А через два месяца Джиллиан
забеременела.
Человека, который пустил под откос
налаженное предприятие под названием "Секретные
материалы",звали Клайд Клотц.
Обаятельный арт-директор из съемочной
группы, душа компании, он сошелся с Джиллиан
на почве любви к японской кухне. Поболтав
как-то о сравнительных особенностях суси и
сасими, Клайд стал частенько заскакивать в
ее трейлер перекусить между дублями - Джилл
обожала японскую еду и всегда держала в
холодильнике что-нибудь экзотическое. Так,
слово за слово, встреча за встречей - месяц
спустя они стояли в аэропорту, ожидая
самолета на Гавайи. Никто, даже самые
близкие друзья, не подозревали, что парочка
решила обвенчаться - причем самым
экстравагантным образом...
...Священник был лыс, как бильярдный шар, и
беспрерывно улыбался. В левой руке он
держал мобильный телефон, в правой - ключи
от мощного джипа: "Ну, поехали, найдем
подходящее место". Джилл и Клайд долго
думали, какую бы религию им выбрать для
венчания - к вере они относились как к
набору занятных ритуалов - и в результате
выбрали буддизм. Они катили по живописным
дорогам острова, присматриваясь к тенистым
лужайкам и голубым заливам, и в результате
выбрали симпатичное поле для гольфа на
берегу моря. Там и обвенчались - прямо у
семнадцатой лунки. Счастливая Джиллиан
побежала на почту и отправила письмо
родителям, подписав на конверте: "Вскрыть
первого января", - тайна должна была
остаться тайной. Ночь молодожены провели
самую романтическую: сидели на холме и
высматривали в небе НЛО, как и положено
работникам "Секретных материалов". А
месяц спустя Джиллиан прибежала к мужу в
слезах: тест показал, что она ждет ребенка...
...Новости хуже было невозможно и
представить. Сериал распланирован, эпизоды
продуманы, жизнь расписана на год вперед. И
тут такое... Что скажет Картер? Что скажет
руководство? А съемочная группа? Джиллиан
была в шоке - она не хотела делать аборт, но и
отказаться от роли тоже не могла. Духовны,
которому Джилл позвонила тотчас же, пару
минут подавленно молчал, но потом стал
уговаривать ее оставить ребенка: "Сериал
- это ерунда, это всего лишь работа". Легко
сказать - ерунда...
Когда о беременности Джиллиан узнали на
студии, разразилась буря. Багровый от
бешенства Картер носился по коридорам,
гаркая на молоденьких стажерок: его
гениальное предприятие разваливалось на
глазах, ведь без Андерсон сериал потеряет
все очарование. Начальство негодовало: они
угрохали на "X-Files" кучу денег, и теперь,
когда наконец появились первые дивиденды,
эта нахалка вздумала рожать! Картер был
вызван на ковер и услышал немало "приятных"
слов о своем умении подбирать персонал. "Нам
она сразу не понравилась! - ревел совладелец
"Fox Network". - Это все твое идиотское
упрямство!" Всерьез обсуждались планы
замены Джиллиан другой актрисой: в конце
концов, на "Секретные материалы"
работают лучшие сценаристы, можно сочинить
что-нибудь. И тут Картер замер: "Постойте-постойте...
Так, может, нам придумать какой-нибудь ход и
сохранить Андерсон, а?" Джиллиан спасло
то, что сценарии писались всего за неделю до
выхода очередной серии на экран - всегда
можно было что-нибудь оперативно
подправить. Когда беременность было уже
невозможно скрыть , операторы стали
проявлять чудеса изворотливости: Джиллиан
снимали сзади, сбоку, сверху, ее одевали в
мешковатый дождевик, который практически
полностью скрывал фигуру, а реплики
сократили до минимума. Она находилась на
съемочной площадке вплоть до девятого
месяца, но впереди оставалось самое трудное
- роды. Чтобы выиграть время, команда
сценаристов придумала гениальный трюк. По
новой легенде, ФБР неожиданно распустило
отдел Малдера и Скалли, и спустя некоторое
время Скалли пропала без вести. Безутешный
Малдер искал ее повсюду, представляя самое
страшное - в одну из ночей ему даже снится,
что пришельцы используют его напарницу в
ужасных опытах, накачивая ее изнутри каким-то
веществом. (Для этой сцены Андерсон не
пришлось гримироваться - она как раз была на
восьмом месяце.) Пока Малдер проводил
расследование, Джиллиан приходила в себя
после долгих и мучительных родов (ей
пришлось делать кесарево сечение). Она
настолько ослабела, что с трудом
передвигалась без посторонней помощи и,
позвонив Картеру через день после родов,
умоляла дать ей хотя бы месяц отдыха. Ответ
был краток: "Ты играешь в следующей серии.
Готовься". К счастью, по сценарию большую
часть времени она лежала в коме, приходя в
себя после таинственного исчезновения.
Зато серии получились чуть ли не лучшими за
все время существования "Секретных
материалов". За этот сезон сериал получил
пять "Эмми" кряду, а чуть позже - и "Золотой
Глобус". Критики захлебывались в
превосходных степенях: "Никогда еще
миссис Андерсон не играла так естественно,
так убедительно!" Если бы они знали, что
это была не совсем игра...
Дочку назвали Пайпер Мару, и Джиллиан
признавалась репортерам, что в таких муках,
наверное, не рождалась ни одна девочка: ведь
она не снималась всего десять дней! И никто
ничего не заподозрил. Но еще страшнее
оказалось другое: Джиллиан поняла, что
усилия, которые она затратила, того не
стоили. Потому что Джиллиан Андерсон,
звезда "Секретных материалов",
возненавидела этот сериал лютой ненавистью.
Картер, которого она еще недавно
боготворила, после истории с родами стал
вызывать у нее стойкое отвращение. К тому же
совершенно случайно выяснилось, что Крис,
эта двуличная скотина, платил ей ровно в
десять раз меньше, чем Дэвиду Духовны. Ну,
конечно, сначала тот был известнее и
опытнее, чем она, но теперь-то они работают
на равных! Джиллиан закатила натуральную
истерику в прессе и добилась прибавки -
теперь Дэвид получал всего в два раза
больше ее. Джилл бесили все: репортеры,
которые преследовали ее на каждом шагу,
тупые фанаты с их бесконечными просьбами
автографов, даже собственный муж! Клайд
оказался весьма занудным типом, особенно
после того, как его вышвырнули из команды
"X-Files" (а это произошло, конечно, сразу
после рождения ребенка - чтобы впредь
неповадно было выводить из строя ведущих
актрис). На исходе четвертого сезона
Андерсон отзывалась о сериале не иначе, как
о "душной дыре". И то сказать - кому
приятно раз за разом читать в газетах, что
она повторяется и ни на что, кроме роли
Скалли, не способна?Перспектива навсегда
остаться "агентом Скалли" пугала ее
больше всего. Джиллиан старалась как могла -
фотографировалась в вызывающих нарядах для
обложек ведущих журналов, снималась в
странных эпизодических ролях, даже завела
себе роман на стороне, но все было впустую -
пресса высмеивала ее попытки "стать
другой", а фанаты, коих к этому времени
развелось несметное количество, "вежливо"
пообещали открутить ей голову, если она еще
хоть раз свяжется с кем-нибудь, кроме
собственного мужа. Ну, или Малдера,
разумеется. К тому же вездесущие журналисты
выяснили, что ее новый любовник, некто
Адриан Хьюз, уже пять раз обвинялся в
сексуальных домогательствах; всплыли
грязные истории с изнасилованиями и
побоями несчастных женщин, и Джиллиан долго
не могла отмыться от этой истории. Все это
должно было как-то закончиться - так оно и
вышло...
...В один прекрасный день Андерсон пропала -
теперь уже по-настоящему. Съемочная группа
чуть с ума не сошла: рушатся планы,
поджимают сроки выхода новой серии! Как
быть? Детективы, в срочном порядке нанятые
Картером, доложили, что след Андерсон
теряется в международном аэропорту
Ванкувера. Все решили, что Джилл все-таки
выполнила свое обещание бросить сериал к
чертовой матери (последнее время она
твердила об этом в каждом интервью), и
начали срочный отбор актрис на замену. Но
вдруг Андерсон вернулась - бодрая,
жизнерадостная, готовая работать. Она без
вопросов выплатила гигантскую неустойку и
во всеуслышание объявила о своем решении:
она будет играть в "Секретных материалах"
столько, сколько потребуется, и кроме того -
она разводится. Завтра же. Скандал замяли.
Никто ни о чем не узнал. И только пару
месяцев спустя в интервью маленькой
канадской радиостанции Джиллиан
приоткрыла завесу тайны своего внезапного
побега. "Помните ту странную женщину? -
спросила она у ведущей. - Ну, которая
предсказала мне рождение дочери? Так вот,
когда моя жизнь превратилась в сущий ад, я
снова ее нашла. В деревянной хибаре на
берегу озера... Как - не спрашивайте. И вот
что она мне посоветовала: развестись,
остаться в сериале, воспитывать дочь. Ну, и
еще кое-что... В общем, скоро меня ждут
большие перемены. Какие? А вот этого я вам не
скажу". И улыбнулась своей знаменитой
улыбкой.